В священных писаниях грешность человека признаётся объективным явлением. Несовершенство человека коренится в самой его природе и обрекает его на неправедность. В сфере сознания это находит своё выражение в заблуждениях. Errare humanum est, stultum est in errore perseverare (человеку свойственно ошибаться, глупо придерживаться ошибочного). Когда мы даём оценки нравственным порокам, мы нередко упускаем из виду их объективные основы, представляя дело так, как если бы совершать порочные поступки было одинаковым с совершением арифметических ошибок. Тогда как даже на суде, при объективном подходе к делу, стараются разобраться в подоплёке преступления, в основах порочных изменений характера преступника, ибо только такой подход к делу повлияет на общественное сознание наиболее полно и послужит укреплению и оздоровлению общественной морали.
Сама природа предусмотрела взаимное компенсирование человеческими пороками и заблуждениями друг друга, а также дала достаточно большую прочность биологическим основам психики и тела в смысле их устойчивости к прихотям сознания и к нравственной окраске поступков. Сказано в Писании, что было многое разрешено людям "по чёрствости их нравов". Ибо не праведных ведут к истине и пробуждению, но грешников.
Говорят, муж да жена - одна сатана. Бабство и мужланство в семье взаимно уравновешиваются в нормальном случае. Резкость подростков уравновешивается тупостью взрослых. Несоразмерность женских желаний - мужской ленью и скупостью. Мужская жестокость - женским милосердием. И тому подобное.
Люди становятся носителями и изполнителями заблуждений не только из-за собственных личностных качеств, но и из-за своего родового и исторического наследия, выраженного как в материальной культуре, так и в информационном пространстве и в коллективном безсознательном.
Я думаю, что объективность гордыни, как и прочих пороков, в принятии характером человека статичной формы. В затвердевании определённой позы в ответ на вызовы мира, по принципу "на каждый чих не наздравствуешься". Когда тебя постоянно атакует чьё-то несовершенство, проще выставить против него подходящую случаю стандартную грозную рожу с оскалом, чем каждый раз долго разбираться в причудливых деталях новой атаки, за которой в очередной раз скрывается банальный примитив. Но когда скрывается что-то стоящее разбирательства, этот стандартный ответ влечёт упущение возможностей развития в обществе.
Могу предложить такой пример. Чтобы стать хорошим спортсменом, нужно уметь гордиться собой и стремиться к ситуации, когда ты сможешь собой гордиться перед другими, на людях выглядеть лучше, достойнее других. Иначе невозможно мотивировать серьёзные занятия спортом в детстве и юности. Просто больше нечем. Нет такого опыта, такого мiропонимания, чтобы мотивировать себя как-то иначе.
Это не гордыня. Это социальность в её возрастном и половом измерении. Мотивация к спорту у детей и юношей на основе важности для них своего образа в обществе, мечтаний о своём физическом будущем. Когда людям важно, как на них будут смотреть их друзья (а они ещё должны быть, эти друзья, что само по себе важно), как они будут выглядеть со временем, после занятий спортом. Даже может быть мотивация создания образа своего народа и отечества через свою физическую культуру. В этом ничего плохого нет. Просто есть разница между умудрённым старцем-полумумией, копающимся в бумажках, и здоровым ребёнком. Не путайте гордыню с нормальными атрибутами жизни. Наоборот, ненормально, когда молодёжи плевать на мнение окружающих (чья тут вина - отдельный вопрос), ненормально, когда биологические потребности не могут удовлетворяться (нет спортзалов, нет личного примера и т.п.).
Ага. Я тут читал книгу С. Грофа "Психология будущего", дак там основным мотивом к самосовершенствованию названа жадность. Эдак далеко можно заговориться. Всему своё место.
Как указывают ВП СССР, нельзя начитываться умных книг, не соотнося их с жизнью. Если молодой человек искренне накачивается многомудрой литературой, которой непосредственно или через социальное устройство его пичкают старшие, по принципу пихай сильнее, то объективно растёт его гордыня в широком смысле. Ибо приходится абстрагироваться от жизни, чтобы вникнуть в содержание этой литературы, чтобы воспринимать её всерьёз, быть способным возпроизвести её содержание в разных аспектах. А чем больше входит в жизнь молодого человека такого рода литературы или вообще учебной проблематики, тем больше масштаб углубления в содержание отвлечённых от конкретной жизни знаний и учений. Поэтому в простонародье с иронией относятся к учёности, особенно к учёности молодых людей. Поскольку незнание повседневной бытовой жизни диссонирует у тех с углублённым знанием каких-то посторонних обыденности вещей. Навык абстрагирования от жизни появляется первым, а вот навык возврата к жизни, или, тем паче, навык установления неразрывности между учёностью и жизнью появляется далеко не сразу. Это становится основой для объективной гордыни в форме настроя на игнорирование бытовой жизненной проблематики. Вина это, или беда - другой вопрос. Человечеству приходится подчас платить за прогресс судьбой отдельных людей. Чему-то миллионы лет, чему-то тысячи, а чему-то сотни и десятки лет, как например, ответственности простых людей из народа за судьбы науки и прогресса. Неопытность ведёт к ошибкам, которые нужно изправлять.
Характерно, что нередко в людях одни черты развиваются в ущерб другим. Так, крупные конструкторы-организаторы бывали грубы и жёстки в общении. Крупные политики славились обычно крутизной. То есть либо ты "тютя", либо ты содержишь изрядную долю неуважения к людям, но и дееспособен. А быть искренне чутким и мягким и очень дееспособным в некоторых областях - нечастый дар.
У животных основу гордыни составляют размеры и сила. К сожалению, это проявляется и у людей. В небольшой давке в метро это проявляется ярко. Как объяснить кому-то размером с быка, что ты тоже человек? Он ещё усмехаться может, что ты не смялся скромно как бумажный стакан, типа могу и добавить. Или как чувствовать себя мелкому размером оратору перед сонмищем слонов, сидящих в зале? Будь он хоть семи пядей во лбу, вести себя он станет скромненько.
Все даты в формате GMT
4 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет
Чтобы мир был справедливее, нужно удерживать справедливый мир своим намерением, а для этого верить в справедливость, приказывать справедливость, порождать справедливые мысли и эгрегоры. И поступать соответственно.