Здравствуйте!
Моё понимание приведённого фрагмента из ДОТУ.
цитата: |
То есть любая цель может только один раз быть записана в бездефектном векторе? |
|
У одного человека, на заданный момент времени, каждая цель имеет вполне определённую приоритетность.
Например: у меня есть 10 целей, и я считаю, что из них сегодня для меня самая важная такая-то, на втором месте (по важности) такая-то, на третьем – такие-то, на четвёртом – всё остальное.
С течением времени приоритетность целей может поменяться.
Если не ошибаюсь,
под СОВОКУПНЫМ вектором целей понимается вектор целей коллектива.
Когда набор целей у людей совпадает, но приоритетность этих целей разная, – тогда сложно договориться о том,
что надо делать конкретно сейчас; возникает разлад и растаскивание ограниченных ресурсов, в результате чего может оказаться так, что «работа велась по всем направлениям», но ни одна цель не была достигнута…
Пример из жизни.
Как зав. учебной частью я должна была обезпечивать и выполнение учебных планов (количество часов, выдаваемых по каждому предмету в каждой группе, должно соответствовать учебным планам), и стабильность расписания (написано в расписании, что в группе № 123 в понедельник математика, русский язык и физкультура – значит должны быть именно эти предметы).
Обе цели правильные, вопрос: какая важнее?
- Если выполнение учебных планов (объём часов, выдаваемых в каждой группе по каждому предмету за семестр) – тогда в случае болезни одного преподавателя (например, преподавателя математики) я по замене ставлю в эту группу другой предмет (например, историю); а когда преподаватель математики выздоровеет – я иногда буду вместо истории ставить математику (обратная замена).
- А если важнее стабильность расписания, то я не могу вместо математики поставить историю – ведь в расписании в этот день её не было. В этом случае и студентам, и преподавателям проще планировать свой недельный распорядок. Но при этом часы, не выданные по болезни (или по другим причинам) безвозвратно теряются. В результате по каким-то предметам идёт большая недовыдача часов, а значит, материал будет изложен не в полном объёме. Кроме того, если выдано менее 80% часов, мы не имеем права аттестовывать студентов по этому предмету.
Я считала первоприоритетным обезпечение выполнения учебных планов; при этом стабильность расписания должна соблюдаться по возможности, если это не противоречит первой цели.
С этим (в такой постановке) никто не спорил. Но желающие конфликтовать вели «статистику отклонений» фактического расписания от утверждённого на семестр, и строчили жалобы.
В связи с этим меня пригласили на совет колледжа.
Я предложила совету колледжа определить: какая из двух названных целей должна быть на первом месте?
Сначала отвечали: а Вы обеспечьте и то, и другое.
- А это возможно?
Признали, что в наших условиях – нет.
Тогда что «первее», что приоритетнее?
Признали, что моя позиция правильна – прежде всего надо обезпечивать выполнение учебных планов.
Один товарищ меня спросил:
-почему Вы задаёте вопрос о приоритетах своей работы совету колледжа? ведь у Вас есть начальник (директор), который должен определять Вам приоритеты.
Я ответила: если у администрации и коллектива будут разные векторы целей, то всегда будут возникать недоразумения: у нас будут разные критерии оценки, администрация будет считать, что сработала хорошо, а коллектив будет считать, что это не так. Поэтому давайте согласуем наши векторы целей, наши приоритеты.
С этим тоже согласились.
В итоге
инверсия приоритетов была устранена (т.е. были устранены различия в определении приоритетности задач), и мою деятельность в целом одобрили (в т.ч. и присутствовавшие на совете колледжа авторы жалоб).
За два года моей работы в должности зав.учебной частью конфликтность в коллективе существенно снизилась.
Это я к тому, что понятийный аппарат ДОТУ помогает чётко обозначить проблему (а значит помогает сделать осознанный выбор), и помогает найти общий язык с другими людьми.
=============================================== цитата: |
…При этом разноприоритетным целям она может противоречить? |
|
Если цели, стоящие на разных приоритетах, входят в конфликт, – предпочтение должно отдаваться решениям, обеспечивающим достижение цели более высокого приоритета.
Заботиться о достижении остальных целей [1] тоже надо – но в пределах, не мешающих достижению целей с более высоким приоритетом [2].
---------------------------------
[1] в приведённом выше примере – об обеспечении стабильности расписания
[2] в примере – обеспечению выполнения учебных планов