Светлая память Константину Павловичу Петрову!
Светлая память Владимиру Михайловичу Зазнобину!
Архив прошлого форума // Сайт осваивающих КОБ // Данный форум архивным файлом
АвторСообщение
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 01:35. Заголовок: О разных книгах с позиции КОБ


«Доминанта», «Доминанта души», «Заслуженный собеседник», «Интуиция совести» - сборники, посвященные творческому и духовному наследию русского учёного-психофизиолога А.А.Ухтомского. По-моему, есть сильное сходство (в некот. местах чуть ли не дословное) высказываемых Ухтомским идей с положениями 1 приоритета КОБ.
Размещаю здесь некоторые материалы из разных источников, относящиеся к этой теме.

Источник http://sannyasa.narod.ru/misc/lections.htm<\/u><\/a>

Глава 44. Алексей Алексеевич Ухтомский

Первоначально Ухтомский обучался в духовной академии. Тема его диссертации в духовной академии — «Космологическое доказательство Бытия Божия». В самом подходе к раскрытию этой фундаментальной для богословия темы отразилось все своеобразие мировоззрения Ухтомского, его постоянное стремление найти общий язык между наукой и религией, одухотворить науку, с одной стороны, внести в нее необходимые для ее жизни нравственные коррективы, а с другой, попытаться научно проанализировать тончайшие высоты человеческого духа. Кандидатская диссертация поставила на очередь ближайшее изучении физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения. Взгляд Ухтомского обращается к университету. Он становится физиологом. Вообще Ухтомский вошел в историю отечественной и мировой науки и культуры как один из блестящих продолжателей петербуржской физиологической школы, рождение которой связано с именами Сеченова и Введенского. Созданное Ухтомским учение о доминанте сегодня рассматривается как прочная методологическая платформа для понимания законов организации целенаправленного поведения животных и человека. Ухтомский никогда не ограничивал принцип доминанты областью только физиологических процессов, а увязывал его с фундаментальными вопросами человеческого бытия и познания, его личной социальной сущности и психическими процессами. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших обобщений нашего времени, привлекая пристальное внимание ученых различных специальностей, так как позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические законы поведения человека как личности, а также социальные проблемы. Учение о доминанте стало основой формирования Ухтомским единой философской, мировоззренческой концепции человека, разработанной им на стыке различных наук: философии, психологии, физиологии, социологии и этики, концепции, в которой человек предстает во всей целостности и в неразрывной совокупности его телесных, душевных и духовных качеств, - его внутренней свободы. В учении Ухтомского о природе человека прослеживается яркая этическая направленность. Человек мыслится им в постоянном процессе становления, и прежде всего становления духовного. Нравственность, как считал Ухтомский, является одним из естественнейших биологических оправданных законов жизни человека. Ухтомский здесь делает поистине новаторский скачок в рассмотрении природы человека. Он органически примиряет вещи, долгое время казавшиеся непримиримыми: знание и веру, науку и религию. Концепция Ухтомского впервые раскрывает роль идей и идеалов как естественных законов бытия человека, как высших социальных и духовных ориентиров человеческого общежития, обеспечивающих его духовное здоровье. Идеалы — это ведущие образы предвкушаемой и предвидимой человеком реальности. Строительство идеалов всегда связано с верой человека в возможность существования или осуществления чего-либо. Но чтобы не быть авторитарной и монологичной, чтобы нести истинно продуцирующий импульс для жизни человека, вера должна всегда быть построена на творческом начале, должна служить не консерватизму человека, а его духовному прогрессу. На этом принципе построены выработанные Ухтомским законы общения: закон Двойника и закон Заслуженного Собеседника. Двойник — это психофизиологически оправданное состояние человека (суждение о мире с точки зрения своих доминант, видение мира сквозь призму индивидуальных потребностей, мотивов поведения). Это ситуативное состояние, сопровождающее человека каждую минуту. Но чтобы не стать статичным, консервативным состоянием души, оно должно иметь корректив, идеал, который в самом себе несет идею развития и динамики.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 21 [только новые]


постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 01:37. Заголовок: продолж.


Духовная жизнь человека — это всегда жизнь на острие ножа. И только в движении возможно сохранить равновесие этих начал. Заслуженный Собеседник и является тем идеалом нравственного совершенства, недостижимым но искомым. Человек во всех своих конкретных проявлениях участвует в непрекращающемся процессе живого предания от отцов к детям, связывающего все поколения в живую цепь истории. Пути истории проходят через каждого из нас. И история развивается, обогащается через индивидуальный опыт каждого человека, через глубинное, личностное переживание и познание им Истины, Добра и Красоты. Отсюда и среда для человека — это не просто объективная реальность, но, будучи пронизана субъективным видением, она всегда предстает в контексте культуры, объединяющей как индивидуальный внутренний мир человека, это зазеркалье, так и коллективное бессознательное, которое Ухтомский назвал опытом отцов. Каждый конкретный момент несет на себе отпечаток многовекового опыта, взаимоотношений человека с миром. И в этом глубокий историзм бытия. Сегодня данное — это лишь плод, результат тех или иных событий, преобразований, причины которых формировались задолго до настоящего проявления.

Ухтомский говорит, об основной «мелодии», которой заполнена его жизнь. - Ему представляется тревожным, опасным и вредным для человека то состояние, когда сбываются мысли. Он поясняет, что эта болезненная как бы «мелодия» мучительно объясняет, почему в его глазах так исключительно драгоценно человеческое лицо и влияние на человека другого лица. Когда у человека все сбывается по его мыслям, это ведет его к самоудовлетворению, к покою, к глухоте относительно тех голосов, которые рядом с ним. Самоудовлетворенный и довольный своими мыслями человек солипсичен. Этим он довел себя до конца. Хорош человек тогда, когда он в борении, и прежде всего в борении с самим собою, когда он в творчестве готов принять реальность и новую, вопреки своим излюбленным теориям и покою. Но где наименее выдуманная мною самим, наиболее безусловная, наиболее конкретная и непрестанная новая реальность, как не в живом человеческом лице вне меня? Что же более, нового непрестанно обновляющегося, чем человеческое лицо рядом и около меня. Поставить доминанту на человеческое лицо, то есть на реальнейшую из реальностей, то, что дано тебе сейчас и в ближайшем встречном человеке — это значит уметь заранее приветствовать и принимать все то новое, постоянно вновь заявляющее о себе бытие другого, независимо от моих ожиданий и теорий о нем. Категория лица должна быть принята в качестве вполне самостоятельного, исключительного фактора опыта и жизни наравне с такими категориями, как причина, бытие, единство, множество, цель, - и человеческая деятельность, культура, исторический подвиг является поистине «звенящей медью и бряцающим кимвалом», пока человек не внес в свой обиход категорию лица, пока доминанта его не поставлена решительно на лицо вне его. Любимое человеческое лицо лучше всего символизирует то, что представляет для человеческого мышления и поведения истина, предчувствуемая и проектируемая, но не дающаяся в руки, влекущая за собой все далее вперед. Она всегда нова и всегда впереди. Для натуралиста именно такова истина. Жизнь, история и культура будут бесконечно новы и содержательны, когда они будут направлены на лицо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 01:40. Заголовок: Re:


«Учительская газета» № 40, 07.10.97

Задача современной психофизиологии – изучить научными средствами ЦЕЛОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА, как «сплав» духовных и физических возможностей. Но для системного решения такой задачи всегда необходимо наличие системообразующего фактора, выявляющего новые свойства целого, которые не содержатся в его элементах. Открытием такого фактора и безусловным достижением отечественной психофизиологии стал ПРИНЦИП ДОМИНАНТЫ, сформулированный А.А.Ухтомским еще в 1922-1923 г.г., но до сих пор недостаточно оцененный, и в отечественной и в мировой науке. Именно ДОМИНАНТА, как «рабочий орган мозга» и как фактор поведения и мышления, по Ухтомскому, естественно ОБЪЕДИНЯЕТ понятия о ДУХОВНОМ И ФИЗИЧЕСКОМ ЧЕЛОВЕКЕ. Этот принцип научно объясняет разные уровни системной организации психофизиологических процессов: низшие, организменные, бессознательные и высшие, сознательные, мыслительные, включая интуицию как проявление «рецепции высшего порядка».
Все поведение человека, его работа, страсти и творчество основаны на конкуренции разных доминант. При этом доминанты высшего порядка служат фундаментом и движущим фактором всех установок и побуждений. Принцип доминанты выявляет физиологические механизмы активного поведения человека, его духовности, стремления к знаниям, преодолению трудностей.
Ухтомский писал: «Не прирожденное наследие рефлексов и инстинктов, но борьба текущих, конкретных доминант с унаследованным поведением». Доминанты – конкретные определители поведения, не составляют незыблемого и постоянного фонда, они – «расширяющееся достояние человека». Доминанты влекут его к деятельности, к «тратам потенциала», но они же создают новые, более высокие уровни энерго-информационного равновесия организма, УВЕЛИЧИВАЮТ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЧТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ ТРУД, иногда громадное напряжение организма.
В условиях нормального взаимоотношения со средой человек, согласно Ухтомскому, связан с ней интимнейшим образом: чем больше он работает, тем больше «тащит на себя» энергии из среды, забирает и вовлекает ее в свои процессы. «Тогда понятно – пишет Ухтомский – что как раз более сильный деятель с мощной работой центральной нервной системы и всей аппаратуры, кот. от нее зависит, способен за свою жизнь забрать и переработать большую сумму энергии из среды и вовлечь ее в сферу своей работы, для того, чтобы дать в сумме мощный рабочий результат и длительные рабочие последствия, кот. на долгое время заставят вспоминать эту центральную нервную систему, когда ее самой уже не будет».
Т.о., доминантная теория ориентирует научную организацию труда, профилактическую медицину и педагогику не на принцип ограничения, минимизации, а на принцип активного преодоления препятствий и напряженную творческую деятельность, что одновременно служит залогом физического здоровья. Экспериментально доказано, что на определенной стадии развития доминанта мозга изменяет все процессы в организме – энергообменные, биохимические, вегетативные и т.д. (в работах, посвящённых психологии человека ВП говорят, что при Человечном типе психики в определённой степени меняется и физиология; Человечный тип психики не что иное, как мозговая доминанта определённой структуры с преобладанием влияния высших отделов мозга - моё уточ.), поэтому изучение этих и др. показателей бессмысленно, если оно проводится вне связи с одновременным выявлением доминантных состояний мозга человека.
Учение о доминанте впервые позволяет научно объяснить связь психических и физиологических процессов не только через органы чувств, но и прежде всего посредством РЕЧИ. По Ухтомскому, ЭТО НЕ ПРОСТО СПОСОБ ОБЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ, НО МОЩНЫЙ ПУТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВСЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ. СЛОВА И ИХ ОБРАЗЫ – САМЫЕ МОЩНЫЕ ДОМИНАНТЫ.
Именно мощная доминанта способна сильно затормаживать восприятие ненужных ей сигналов из внешней и внутренней среды, угнетать проявления других доминант. При этом человек может ошибаться в своих поступках, не замечать опасностей, состояния других людей. Такие жесткие доминанты характерны для религиозных, политических, идеологических устремлений человека-фаната. С помощью формирования таких доминант обычно происходит управление сознанием и подсознанием людей, манипулирование ими.
Чтобы управлять людьми, надо знать их доминанты, чтобы владеть собой, надо узнать себя через знание своих доминант, чтобы быть счастливым, нужно выработать в себе ОСОБУЮ ДОМИНАНТУ, кот. Ухтомский назвал «ДОМИНАНТОЙ НА ЛИЦО ДРУГОГО, КАК ЗАСЛУЖЕННОГО СОБЕСЕДНИКА».

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 01:41. Заголовок: «Принцип доминанты» Ухтомского и методологическая педагогика


«Учительская газета» № 44, 04.11.97

Доминантный механизм работы мозга обеспечивает естественную потребность в новых знаниях. Значит, активный способ обучения через мышление должен стать методологической основой построения педагогического процесса. А.А.Ухтомский полагал, что «мысль внутри себя имеет самообеспечение», повышает работоспособность мозга. В процессе размышления ускоряется запоминание, растет емкость памяти. Пассивное же запоминание (кодирующая педагогика) ограничено гораздо более узкими рамками как по объему, так и по времени усвоения потока информации. В этом – особенность работы мозга: при отсутствии яркого и стойкого доминантного очага возбуждения, создающегося мышлением, длящийся поток информации быстро затормаживает, дезактивирует нейроны мозга. Пассивное запоминание (даже при наличии частых повторов) не сделает знания прочными, не разовьет способность творчески их использовать. Ухтомский писал: «МЫ – НЕ НАБЛЮДАТЕЛИ, А УЧАСТНИКИ БЫТИЯ, НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ – ТРУД».
Творческий доминантный способ обучения прежде всего затруднен в условиях чрезмерной многопредметности, приводящей к излишней конкуренции разнонаправленных доминант, не дающей возможности для нормальной эволюции развития каждой из них. Необходимо оптимальное ограничение количества предметов, изучаемых в одном семестре (возможно, до 3-4). При этом необходимо оптимальное комплексное объединение дисциплин, предусматривающее своевременный процесс взаимопроникновения понятий смежных курсов на основе закона подкрепления доминанты. Этот закон наиболее ярко выражен на определенных стадиях эволюции каждой из доминант – фазе генерализации. В то же время интересов должно быть достаточно много. Знания, навыки, понятия не должны закосневать, изолированно самоутверждаться – это путь изоляции нейронных ансамблей, снижающий творческий потенциал мозга.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 01:42. Заголовок: О РОЛИ ИДЕАЛИЗАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ: ЗАКОН ЗАСЛУЖЕННОГО СОБЕСЕДНИКА


Из книги "Парадоксы творческого сознания" В.И. Лобачёв, Л.П. Павлова

Мало кто до сих пор осознал, что именно А.А. Ухтомский сделал еще один решительный шаг к истине "с помощью веры" – в научном решении главной задачи человечества – обретения счастья и бессмертия души не в загробной, а в реальной, сложной и противоречивой жизни человека. Он не ушёл назад в религию, как многие крупные мыслители в конце своей жизни; он выдвинул человечеству самую сложную и конечную задачу – творческого поиска Заслуженного Собеседника, непременно путём напряжённейшего труда над собой, чтобы увидеть другого человека непредвзято, открыть его для себя не как своего Двойника, а как нечто совершенно новое, неповторимое – "выработать доминанту на лицо другого" (другое Я). Человек сам может обрести, заслужить бессметрие своего духа и души – с помощью закона идеализации – Заслуженного Собеседника, идеализации другого лица: "Собеседник твой таков для тебя, каким ты его заслужил! Тем, что не заканчиваешь его образа и не произносишь над ним окончательного суда, открываешь себе возможность его идеализировать, любить, проектировать и осуществлять вместе с ним НОВУЮ ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ! Строить и расширять жизнь и общее дело можно лишь с тем, кого любишь, любить можно лишь того, кого идеализируешь, а идеализируешь того, относительно кого ты допускаешь возможность лучшего и большего, чем он кажется сейчас, т.е. прогрессирующая, ширящаяся, взимоспасающая жизнь возможна лишь с тем собеседником, которого ты интерполируешь и проектируешь лучшими чертами, которые ты можешь почерпнуть в своих собственных нравственных ресурсах". Ухтомский считал, что только с того момента, когда однажды откроется человеку, что есть вне его равноценное ему лицо человека, он сам впервые из антропоида начнет преображаться в Человека! "Всё в его жизни и он сам преобразится!" Человечество будет счастливо лишь тогда, когда люди СУМЕЮТ СОЗНАТЕЛЬНО ОБУЗДАТЬ СВОЮ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКУЮ "Я-ДОМИНАНТУ", она не соответствует изначальной, выработанной новым типом естественного отбора АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ, СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА – любой вновь рождённый индивид приобретает родовые качество человека (без исключения – все!) только через совместно-разделённую со взрослыми людьми и преданием рода активную, в сущности творческую деятельность. Опыт для человека всегда нов, он не врождён ему ни в одном психическом акте и даже двигательно-поведенческом акте – сущностное отличие от животных предполагает в человеке новый тип взаимодействия со средой – сознание, т.е. опосредование через общественное, родовое знание, через "нас", "наше со-знание".
Заблуждение индивидуализма, столь характерное для современного человека, не только чревато уклонением в потребительский эгоизм, вредящий другим людям: индивидуализм сознательный – это путь к самоуничтожению личности и к снижению творческой функции мозга, т.к. СВОБОДА ОТ ДРУГИХ ОБОРАЧИВАЕТСЯ НЕСВОБОДОЙ ОТ СЕБЯ, "САМОРАБСТВОМ". "…ибо там, где "МЫ" никогда не закончено, - писал Ухтомский, - всегда для нас движется, исполнено надежды и будущего, всегда мы готовы взять на себя ответственность за это наше волнующееся, уповающее на будущее". Иначе для самого человека наступает то роковое, бесконечное оскудение духа, когда он умирает от иссякновения любви "посреди своего Вавилона". Исчезает не только смысл бытия – снижается и творческий потенциал мозга человека-аутиста.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.03.06 01:43. Заголовок: подолж.


Не только в культуре общения как такового, но и в творчестве по Ухтомскому важно «воспитание единства деятельного внимания, переносимого на приходящее лицо, или вновь встреченный предмет, так, чтобы читать его и заданную в нём судьбу с возможной адекватностью». Это сосредоточенное «собеседование» со встречным лицом и лицами – взаимополезно, поскольку при этом открываются собеседникам «ответы на свои дела, кот. ещё не поняты для них самих, а только ещё носятся в досознательном и готовятся открыться».
Ухтомский описал и другой, весьма трагический для человека вариант – познание других, лиц и предметов среды «через себя», автоматическая оценка других лиц и среды, исходя из собственного опыта и установок. «Вот трагедия человека: куда и к кому ни приведёт его судьба, всюду он приносит с собой себя, на всё смотрит через себя и не в силах увидеть того, что выше его!». В таком случае человека видит только свою копию – Двойника, весь мир для него окружён «двойниками». Так описан тип духовной организации нетворческого человека, неспособного к «озарению» другим. Такой человек становится не только одинок и замкнут, но не способен к творчеству, не способен «выйти из себя» к подлинному содержанию окружающего бытия. Понимание действительности надо ещё заслужить: человек, глухой к другому, столь же слеп и глух в отношении к Природе, он обречён на сожительство с одним лишь своим двойником.
Это извращение природы человека не столько врождено в виде известного психологам свойства "интровертированности", сколько достигается социальной выгодностью в настоящей исторический период эгоцентрически замкнутых доминант личности при том общественном устройстве, когда человек покупается эксплуататором его труда как "рабочая сила" и разрывается социальная сущность человека и способ его существования.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.04.06 11:39. Заголовок: Re:


Я с элементами учения Ухтомского познакомился ещё в советское время. О нём было в серии, как мне помниться, в одной серии об учёных (если неошибаюсь, то эта серия называется "Искатель").
Известно, что людей жить по человечески надо учить с самого раннего возраста, то есть закладывать в душу ребёнка основные нравственно - этические доминанты. И Ухтомский будет здесь ко двору.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 21:56. Заголовок: Re:


Здравствуйте!

Тяжелый труд по освобождению от зомбирующих программ, кем-то и как-то внедрённых в подсознание – одна из тем повести Роберта Шекли «Цивилизация статуса» (См. напр. «Сборник американской фантастической прозы», М. «Радуга», 1990г – том 18(2) «Библиотеки фантастики в 24 томах»)

Рекомендую прочесть эту книгу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.06.06 12:56. Заголовок: Re:


Из книги Мельникова-Печерского "На горах", т.1
О сути нравов коммерческой среды
========================
...По ихнему старому завету, на торгу ни отца с матерью нет, ни брата с сестрой, родной сын подвернётся - и того объегорь... Исстари уж так повелось. Нам с тобой их не переделать.
- Будет же когда-нибудь конец этому безобразию? - молвил Меркулов.
- Мы с тобой не доживём, хоть бы писано на роду нам по сотне годов прожить... Сразу старых порядков не сломаешь... Поломать сильной руке, пожалуй, и можно, да толку-то из того не выйдет... Да хотя бы и завелись новые порядки, так разве Орошины да Смолокуровы (купцы-"хищники", моё примеч. при цитировании) так вдруг и переведуться? Станут только потоньше плутовать, зато и пошире.
- Пойдёт правильная торговля - не будет обманов, - молвил Меркулов.
- Правильная торговля! Из книжек ты знаешь её, Никита, а мы своими глазами не видали, - перебил Дмитрий Петрович. - Немало, брат, покатался я за границей, всю Европу исколесил вдоль и поперёк... И знаю её, "правильную-то" торговлю... И там, брат, те же Смолокуровы да Орошины, только почище да поглаже... И там весь торг на обмане стоит, - где деньги замешались, там правды не жди... И за границей, что и ну нас: ладят с тобой дело, так спереди целуют, а сзади царапают... Один громко о чести кричит, другой ловко молчит про неё, а у всех одно на разуме: как бы половчей бы тебя за нос провести.
- Помилуй! Да ведь там и правильный кредит, и банки, и банкиры везде.
- Распервейшие мошенники, - молвил Веденеев. - Знаешь, когда пойдёт честная, правильная торговля? Когда из десяти господних заповедей пять только останется. Когда люди до того дорастут, что не будет ни кражи, ни прелюбодейства, ни убийств, ни обид, ни лжи, ни клеветы, ни зависти... (т.е., Человечный тип психики станет господствующим, моё примеч. при цитировании) Одним словом, когда настанет Христово царство...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 13:03. Заголовок: Re:


Здравствуйте!

Я писала:
 цитата:
Тяжелый труд по освобождению от зомбирующих программ, кем-то и как-то внедрённых в подсознание – одна из тем повести Роберта Шекли «Цивилизация статуса»

Ссылка на эту книгу: http://lib.aldebaran.ru/author/shekli_robert/shekli_robert_civilizaciya_statusa/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 21:51. Заголовок: Re:


Мельников-Печерский «На горах», т. 1

…Всё из книг узнал и всё воочию видел Герасим, обо всём горячий искатель истины сто раз передумал, а правой спасительной веры так-таки и не нашёл… И запала ему на душу тяжёлая дума: «Нет, видно, больше истинной веры, всё, видно, растлено прелестью врага Божия. Покинул свой мир господь вседержитель, предал его в власть сатаны…» И в душевном отчаянье, в злобе и ненависти покинул он странничество…
И к людям, и к себе самому та злоба была. Отчего ж вдруг напала она на Герасима? Не задавался он этим вопросом да никогда бы ответа на него не придумал. Жил доселе одним умом, сердце у него молчало, никогда не бывало у Герасима никаких привязанностей. Он искал истины ради удовлетворения пытливости ума, но любви и добра, исходящих от сердца, не искал, даже никогда не думал о них.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 375
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.06 21:28. Заголовок: Re:


Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте эволюционной эпистемологии*

Сущностью концепции А.А. Ухтомского является выявление естественнонаучных основ нравственного поведения людей, поиск тех физиологических механизмов, которые создают всё разнообразие человеческих типов. Ядром концепции является принцип доминанты, который представляет собой теорию системной физиологии, в соответствии с кот. человек изучается как единая функциональная система, где интегратором и регулятором действия разных уровней выступает доминирующая мотивация личности.
Проблема избирательности является одной из основных при рассмотрении целенаправленного поведения. Доминанта, как системная реакция поведения организма, возникает в результате воздействия обработанной нервными центрами коры головного мозга информации от событий или предметов в пространстве и времени. В то же время, сама доминанта выражает отношение организма к среде, его направленность в восприятии биологически важных и интересных предметов и явлений и подавление всех прочих реакций, несовместимых с наличной доминантой. Посредством доминанты организм устанавливает своё отношение к среде, не пассивно следуя за её изменениями, а активно отбирает из факторов среды только значимые её компоненты, т.е. те, кот. представляют для него «биологический интерес».
Учение о доминанте представляет большой интерес для эволюционной эпистемологии – междисциплинарного направления, возникшего в 70-80-е г.г. ХХ столетия. Эволюционная эпистемология исходит из трактовки человека как продукта биологической и социальной эволюции. Общей в данном подходе является точка зрения, согласно кот. структура познавательного аппарата является таким же эволюционным продуктом, каким является весь человеческий организм. Закономерности развития человека, своего рода ограничительные начала, направляющие наше сознание и мышление, наши познавательные способности остаются до сих пор неизученным феноменом. Эти закономерности были названы социобиологами эпигенетическими правилами. Под эпигенезом понимается сумма всех взаимодействий между генами и окружающей средой, формирующих отличительные характеристики организма. Будучи результатом адаптации человека к окружающей среде, эпигенетические правила закрепляются благодаря естественному отбору. Эти структурные связи определяют способ обработки информации, определяют её стратегию, служат инструментом поиска новой информации. Эволюция мышления предполагает глубокие изменения в генах, мозге, эпигенетических правилах, что накладывает отпечаток на историю развития культуры в целом.

Быданова Н.Б., Быданов В.Е.
СПбГТЭИ, СПбИТМО

*эпистемология - теория познания

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1431
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.12.09 18:26. Заголовок: Из письма В.М. Зазно..


Из письма В.М. Зазнобина (2004 г.)

 цитата:
...за книгу А.А.Ухтомского "Доминанта души" - большое спасибо. Я её с интересом читаю и нахожу много созвучного с нашими работами. Тогда на семинаре я не смог подробно ответить, как соприкоснулся лично я с А.А.Ухтомским. Просто в январе 1989 года, после ухода в запас, я оказался в Университете на ф-те прикладной математики и процессов управления и поселился в комнате, где висел портрет А.А.Ухтомского и стояла старая пишущая машинка, на которой он сам печатал свои статьи и тезисы. Рассказал мне об этом д.б.н. Воронов Ю.А., который уже тогда обратил внимание, что в наших первых работах - много созвучного с тем направлением в науке, которому А.А.Ухтомский дал название "доминанта души". В нашем понятийном аппарате это - вектор цели с соответствующими приоритетами. Что касается самих работ А.А.Ухтомского, то ни я, ни мои товарищи их не читали, но это говорит лишь о том, что своеобразная информационная матрица существует в России, по крайней мере последнее столетие. и все мы в ней объединены после того, как выходим на определённый уровень понимания. Особенно для меня лично это стало понятно после того, как я познакомился с биографией А.А.Ухтомского.
Он: закончил кадетский корпус в Нижнем Новгороде в 1894 г, после этого уехал в Москву и закончил там Духовную академию, в 1899 году переехал в С.-Петербург и поступил в Университет на физ-мат ф-т.
Я: полвека спустя в 1950 г. поступил в Суворовское училище (тот же кадетский корпус) в Нижнем Новгороде, а в 1956 переехал в Москву, так как училище перевели в столицу. В 1958 г. закончил СВУ и переехал в Питер, закончил кор-фак Дзержинки, служил, а в 1989 (90 лет спустя) оказался в С.-Петербургском университете в комнате где сидели его ученики и висел его портрет, и по сути продолжил его деятельность (сам того не подозревая). Так пересеклись наши пути по жизни, которая продолжается. Спасибо Вам большое. Книгу я заказал для своей библиотеки...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1603
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.12 21:14. Заголовок: Г. Х. Андерсен. Снеж..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 12
Зарегистрирован: 10.03.06
Откуда: Tver
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.12 12:38. Заголовок: Привет, Майя. Ссылка..


Привет, Майя. Ссылка какая-то кривая - ничего не находится.
В свою очередь, могу дать ссылку на другую интересную книгу: "Хохот шамана" Владимира Серкина - http://lib.aldebaran.ru/author/serkin_vladimir/serkin_vladimir_hohot_shamana/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1632
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.10.12 13:35. Заголовок: Boris пишет: Привет..


Boris пишет:

 цитата:
Ссылка какая-то кривая - ничего не находится.


Здравствуйте, Борис! О какой ссылке Вы говорите?
Про смыслы "Снежной королевы"? действительно, пропала :( Вкратце, там сказано, что С. кролева - это Смерть, её царство (куда попадает Кай) - царство Смерти. Когда она целует Кая, это символ перехода из состояния детства во взрослость (половое созревание), у Кая, как и у многих подростков в этот период, меняется характер - он становится резким и жестоким... и если в этот период не бороться за душу человека, то он может стать т.с. "адептом смерти" (навеки остаться во дворце С. королевы). Герда боролась за Кая, не потеряла Веру и вызволила его из царства смерти своим неравнодушным участием - сказка заканчивается тем, что Кай и Герда возвращаются из чертогов С. Королевы повзрослевшими и умудрёнными.

P.S. Кажется нашлась именно та ссылка, просто адрес немного изменился, я её перебила в исходном посте

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1794
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.15 01:41. Заголовок: Вспомнилось, что нап..


Вспомнилось, что написано у ВП СССР о гибели "Титаника" - что за некоторое время до этого какой-то американский писатель написал рассказ, в котором это событие было им описано, т.е. как бы запрограммировано... Посмотрела в Вики, действительно, повесть "Тщетность", 1898 г. "Титаник" затонул в 1912 г. У ВП СССР сказано, в том смысле, что экипаж "Титаника" подвело Различение, в результате - не заметили айсберг...

Читаю сейчас сборник рассказов Короленко, рассказ "Без языка", 1895 г., т.е. написанный на 3 года раньше американской "Тщетности", там точно такая же встреча с айсбергом, только исход прямо противоположный, вот как это описано

 цитата:
Среди белого дня, в молочной мгле что-то, видно, почудилось капитану. Пароход остановили, потом отошли назад, как будто убегали от кого-то, кто двигался в тумане. Потом стали в ожидании. И вдруг Лозинский увидел вверху, как будто во мгле, встало облако с сверкающими краями, а в воздухе стало холоднее и повеяло острым ветром. Пароход повернулся и тихо, будто украдкой, стал уползать в глубь тумана налево. А направо было не облако, а ледяная гора. Лозинский не верил своим глазам, чтобы можно было видеть разом такую огромную гору чистого льда. Но это видели все. На пароходе все притихло, даже винт работал осторожнее и тише. А гора плыла, тихонько покачиваясь, и вдруг исчезла совсем, будто растаяла...
Наши двое лозищан и чех тотчас же сняли шапки и перекрестились. Немцы и англичане не имеют обычая креститься, кроме молитвы. Но и они также верят в бога и также молятся, и когда пароход пошел дальше, то молодой господин в черном сюртуке с белым воротником на шее (ни за что не сказал бы, что это священник) встал посреди людей, на носу, и громким голосом стал молиться. И люди молились с ним и пели какие-то канты, и священное пение смешивалось с гулким и жалобным криком корабельного ревуна, опять посылавшего вперед свои предостережения, а стена тумана опять отвечала, только еще жалобнее и еще глуше...
А море тоже все более стихало и лизало бока корабля, точно ласкалось и просило у людей прощения...


Т.е., интуиция (различение) капитана не подвело... Вот, подумалось, если б может в то время американцы читали Короленко, то и не потоп бы Титаник, а??

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 839
Зарегистрирован: 06.03.06
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.15 01:44. Заголовок: Re:


Значит, была альтернатива. Не перевели тогда Короленко на англицкий и не издали большим тиражом.

___________________
Сатанизм - это когда ты делаешь неправильно.
Делая правильно, приближаешься к божественному.
(© А. М. Кашпировский).
-----------------------------------------------------------
Человечность в качестве мотивации и интересов на её основе.
-----------------------------------------------------------
Математика - юриспруденция в естествознании.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1807
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 16:39. Заголовок: В. Липатов. "И э..


В. Липатов. "И это все о нем", 1977 г.

Читала ещё в последнем классе школы, "по обязаловке" - в рамках "списка лит-ры, заданной на лето"... естественно, только сейчас могу сказать, что вещь-то очень даже серьёзная, многозначная и актуальная... Основная линия - противостояние чистого душой молодого рабочего-энтузиаста Женьки Столетова с прожжённым махинатором-профанатором - мастером Петром Петровичем Гасиловым - 2 принципиально противоположных подхода к жизни (концепций жизнеустройства)... К сожалению, финал печальный - Женька гибнет (самоубийство), а Гасилов, косвенно виновный в его смерти, фактически оказывается как бы "не при делах"... В реальности получилось почти также - именно "гасиловы" убили СССР и благополучно утвердились в своей паразитической власти :\


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1808
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 18:07. Заголовок: Главную опасность св..



 цитата:
Главную опасность своего времени Липатов видит в возник-новении типа бездуховного «потребителя», жизнь которого посвящена лишь достиже-нию материальных благ[5].

Реальное положение дел в стране невероятно остро и трагично иллюстрирует произведение писателя Липатова «И это всё о нем» (1974), где в иносказательной форме показана фактическая смерть бескорыстного и идейного комсомольского движения в СССР, задушенного дельцами «теневой экономики» и бюрократами.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1918
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.19 00:15. Заголовок: Коллегами предложен ..


Коллегами предложен к ознакомлению следующий материал - https://vk.com/doc382074_501107692

некоторые мои замечания из переписки, цит.:

Не читали ли Вы когда-нибудь книгу Станислава Грофа "За пределами мозга"? (я прочитала в 2008 г., брала в университетской "Горьковке")... У него интересная теория 4-х основных т.н. "базовых перинатальных матриц", которые безсознательно-рефлекторно формируются в организме младенца ещё в процессе его прохождения по родовым путям матери (процесс разной степени стресс-травматичности для младенца - от "абсолютно безболезненно" до практически "предсмертно-агонального") и которые определяют т.с. "базовую основу" формирования последующих (во взрослом состоянии) неосознаваемых психодоминант, в зависимости от которых формируются те или иные созидательные/разрушительные направленности зрелой личности... Отчего кто-то с детства несёт, например, садистские наклонности, а кто-то "миротворец"? Гроф видит основу всего именно в степени травматичности родового процесса...

"Принцип доминанты" Ухтомского - вне сомнения как "закон тяготения" - имеет место и неотменяем... Для человечества актуально построение максимально ненапряжённых, созидательных схем взаимососуществования, в масштабах от "соседи по лестнице" до "глобального социума", а для этого представляется необходимым условием - ПОНИМАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОДОМИНАНТ ЛИЧНОСТИ (что и когда повлияло, например, отчего получился "Гитлер"/"Чикатило" или "Христос") и их коррекции в максимально созидательном направлении, нивелирования заложенных объективными биологическими предпосылками негативных моментов(!)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Пост N: 1919
Зарегистрирован: 07.03.06
Откуда: СПб
Рейтинг: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.19 16:00. Заголовок: Из переписки с колле..


Из переписки с коллегами (Люцией Петровной Павловой)

ЛП: не все можно увидеть непосредственно «копаясь» в мозгу человека, да и нет в этом смысла - переводить «музыку» социально-психологических явлений на «алгебру» фактов биологии и физиологии.

Физиолог уже может определить как мозг осуществляет то или иное решение, какими своими отделами он манипулирует, но невозможно найти ответа (по ЭЭГ и прочим современным методам нейрофизиологии) – почему, зачем он так решил, и так поступил.

Задачи клинической нейрофизиологии ограничиваются рассмотрением состояния здорового и больного мозга (см. А.Р. Лурия).

Основная задача психофизиологии деятельности - поиск содержательных переходов между генезисом макро и микроструктуры психической деятельности и мозговым обеспечением этих психических процессов с учетом индивидуальных когнитивных особенностей.

Решение проблем социологии и психологии «сверху вниз» - на уровне биологии непродуктивно, поскольку усложнение живых систем (от молекулярного до социального уровней) рождает их новые качества, требующие новых методов анализа.

А.А. Ухтомский боролся с попытками биологизации человека, чем грешат, к сожалению, даже такие мыслящие люди как антрополог Олег Чагин, прибегая к прямым аналогиям из мира животных, видимо считая, что так ближе к науке. Это явное заблуждение!

Преимущества и беда нового вида Гомо сапиенс в том, что он достиг в процессе антрпогенеза «антиживотной природы», получив возможность не только духовного развития, но и формирования новых мотивов поведения, новых, часто фантомных целей, протекающих с силой инстинктов (Ухтомский), как в сторону добра, так и зла, какого не знала природа на уровне Биосферы. Хищники убивают ради пищи, человек убивает ради идей, власти, денег, удовольствия, и просто так, от скуки.

У человека в онтогенезе формируются антиживотные, т.е. антиприродные мотивы поведения , губящие его самого и человечество в целом. В биосфере этого нет ни у одного животного вида, почему и писал Л.Н. Гумилев, что единственная антиприродная сила – разум человечества.

Но разум не врожден, его формируют в социумах, этносах – значит решение проблемы «очеловечивания человека» лежит не в получении «чистой расы», в биологических предпосылках, а в области воспитывающего обучения, о чем горячо пишут, в том числе, и наши общие друзья – Анатолий Подвойский и Олег Чагин.

МС: - подумалось - может быть Вам имеет смысл сконтактироваться с этим человеком - https://vk.com/olegchagin ибо тема его научных интересов как раз "социальный антропогенез" - https://www.liveinternet.ru/users/3900865/post431605016/ Не исключено, что в новых контактах откроются новые горизонты...

ЛП: Как всегда надеюсь на обретение«Заслуженных собеседников», но как же часто людей науки разъединяют их доминанты и «самость»!

МС: Не читали ли Вы когда-нибудь книгу Станислава Грофа "За пределами мозга"? (я прочитала в 2008 г., брала в университетской "Горьковке")... У него интересная теория 4-х основных т.н. "базовых перинатальных матриц", которые безсознательно-рефлекторно формируются в организме младенца ещё в процессе его прохождения по родовым путям матери (процесс разной степени стресс-травматичности для младенца - от "абсолютно безболезненно" до практически "предсмертно-агонального") и которые определяют т.с. "базовую основу" формирования последующих (во взрослом состоянии) неосознаваемых психодоминант, в зависимости от которых формируются те или иные созидательные/разрушительные направленности зрелой личности... Отчего кто-то с детства несёт, например, садистские наклонности, а кто-то "миротворец"? Гроф видит основу всего именно в степени травматичности родового процесса...

ЛП: Я не могу согласится с тем, что базовые основы «неосознаваемых психодоминант» формируются именно во время родового акта - в зависимости от степени стресс- травмотичности для ребенка.

Вся психика человека - в её сознательных и бессознательных проявлениях, формируется только в общении с человеком.

Наличие незрелой коры мозга не позволяет автоматически формироваться психодоминантам, даже рефлекс сосания требует участия матери после рождения. Быстрое развитие коры мозга ребенка затушевывает первоначальную фазу совместно разделеннойдеятельности.

Это я по себе знаю, родив двух дочерей в 27лет Марину, и в 38 лет Юлию. В обоих случаях роды протекали трудно, особенно долго и мучительно для меня и ребенка –первые - с Мариной, весившей 4.5 кг . Тогда ведь не прибегали к кесареву сечению,и головка крупного ребенка была сдавлена с 10 утра до ночи. Вторая дочь, Юлия родилась быстрее , головка её так сильно не пострадала.

В итоге, базовые стресс-основы не повлияли «подсознательные психодоминанты» - обе дочери оказались альтуистками, обе - миротворцы!

Только вот старшая - Марина, гораздо более травмированная родами, оказалась все же добрее , полагаю, по той причине, что её воспитывала моя мама – светоч добра, а младшую Юленьку , обладающую «нордическим характером», я вынужденно оставляла с чужой няней, уходя на работу , занимаясь там до ночи «воспитывающим обучением» своих студентов.

Прав Олег Чагин – велика была роль Учителей в СССР, как известно, фашистов победил русский Учитель.

А начинающаяся в мире и в РФ агрессия «цифрового обучения» отстранит Учителя от процесса воспитания, что приведет к обнищанию разума и душ детей, «расчеловечивания человека». Это самая страшная угроза для человечества, сопоставимая со всеобщим потопом, или новым ледниковым периодом.

Если бы садистские наклонности зависели только от степени стресс- травматичности родов, то проблема садизма уже теперь легко решается кесаревым сечением, и все рожденные стали бы альтруистами. Однако в жизни видим рост садизма.

Вот и получается, что биологизация человека не решает социальных проблем, наоборот, направляет по ложному пути.

Дети рождаются правшами и левшами, холериками, сангвиниками, флегматиками, высоко и низко активными, что отражается в их характере,

но поведение личности не врожденно, его формирует социальная среда (Л.С.Ваготский, А.Н. Леонтьев).

Травматичные роды часто влияют на здоровье младенца.

Но травмы психические наносит общество, не учитывающее индивидуальные особенности детей, и не ставящее своей задачей «развитие всех родовых сил каждого рожденного» (К. Маркс). Человеком нельзя родиться, им надо стать (Ухтомский).

Конечно, анатомическое недоразвитие мозга влияет на процесс очеловечивания, но как правило, дебилы, олигофрены и глухонемые не агрессивны от рождения. Хотя психические заболевания связаны с нарушениями генетического и биохимического уровня.

МС: "Принцип доминанты" Ухтомского - вне сомнения как "закон тяготения"... Для человечества актуально построение максимально ненапряжённых, созидательных схем взаимососуществования, в масштабах от "соседи по лестнице" до "глобального социума", а для этого представляется необходимым условием - ПОНИМАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОДОМИНАНТ ЛИЧНОСТИ (что и когда повлияло, например, отчего получился "Гитлер"/"Чикатило" или "Христос")

ЛП: Это верно, надо искать причины, но не только и столько в биологии, а чаще всего, именно в системе воспитания личности при определенном социальном строе.

МС: ...и их коррекции в максимально созидательном направлении, нивелирования заложенных объективными биологическими предпосылками (только ими?? ЛП) негативных моментов(!)

ЛП: Гораздо сложнее корректировать негативные моменты, заложенные социально, а их большинство в сравнении с биологическими. Как же это удобно и просто сваливать беды человечества на «биологию», а не на само человечество, его суженное сознание, и несовершенство социального строя!

Человек обречен на самонаправленную эволюцию развития своего разума, поскольку природа дала ему в руки эту замечательную возможность «свободы воли», но, тем самым и обрекла его на путь самоспасения, и на долг спасения самой природы...

Наилучший и наитруднейший путь для счастья человечества А.А. Ухтомский открыл как закон «Заслуженного собеседника» - выработку доминанты на Лицо другого, «каждого встречного человека». А Швейцер - в «благоговении перед жизнью».

МС: Спасибо огромное за столь развёрнутый ответ... Ваш взгляд на решающую роль окружающего социума в деле становления формирующейся психики полностью совпадает с положениями Концепции Общественной Безопасности, в части рассмотрения в ней информационных факторов, как важнейших элементов основополагающего триединства Материя-Информация-Мера, на котором зиждется всё в Природе...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Чтобы мир был справедливее, нужно удерживать справедливый мир своим намерением, а для этого верить в справедливость, приказывать справедливость, порождать справедливые мысли и эгрегоры. И поступать соответственно.