|
| постоянный участник
|
Пост N: 772
Зарегистрирован: 06.03.06
Рейтинг:
1
|
|
Отправлено: 12.09.13 02:26. Заголовок: Компромисс
Когда решение общих вопросов представляет собой достаточно быструю и адекватную реакцию на нападение диких животных, и вообще всякого рода непосредственное выживание, тогда обсуждение неуместно. Есть программа совместного поведения, она отрабатывается. Если эта программа предполагает наличие вождя, он появляется. Как-то так складывается в животном мире, где есть совместное жительство, что функции власти и главенства распределяются неравномерно между особями. Это есть даже у насекомых. Поэтому мнение об утерянной прекрасной старине, когда всё решалось на вече, а князья гребли вёслами наравне с другими, с одной стороны оспаривается природными порядками, с другой стороны рождает надежду, что и в самом деле что-то такое было и могло развиться как нечто альтернативное толпо-"элитаризму". Каждое общественное устройство имеет существовать потому, что несёт объективные функции, способно с приемлемой эффективностью решать вопросы жизнедеятельности. Механизм жизнедеятельности толпо-«элитарных» обществ на протяжении столетий казался большинству народов на Земле приемлемым, т.к. он достигал осознаваемое ими в качестве жизненно важных целей с приемлемым их пониманию качеством. Некоторые народы, включая русских, имеют в своей генетической памяти альтернативные толпо-«элитаризму» общественные отношения, которые в силу разных причин, от физического уничтожения до подмены своих идеалов на чуждые, развились исторически в очень неполной мере. Однако, историческое самоизчерпание толпо-«элитаризма» даёт возможность пробиваться росткам иных принципов построения схемы решения общих вопросов, чем толпо-«элитарные». Произходит это изкажённо, избирательно, но произходит. Касательно культуры коммуникации можно привести пример традиции поиска компромисса в парламентаризме скандинавских стран. Его корни видят в братстве варяжской ватаги гребцов-воинов, отправлявшихся в походы и по торговым делам. Подобные общности существовали и на Руси, где уже в те времена существовала более развитая форма самоуправления: вече. Возможно потому, что Русь раньше стала страной городов, чем Скандинавия. Эта «культура консенсуса», рабочая культура поиска компромисса с населением в работе государственной машины, является характерной чертой нынешних скандинавских стран. Что, впрочем, не мешает им руководствоваться директивами иностранных государств во внешней политике и вообще проявлять достаточную долю равнодушия, не соблюдать стандарты в отношении иных стран, которые так или иначе это позволяют. Тех же, кто поступает иначе, случается, не могут сберечь (Улоф Пальме). Хочется отметить, что культура внимательного поиска компромисса, во внутренней политике или во внешней, - это черта очень развитых общественных отношений, которые можно назвать пост-толпо-«элитарными», хотя и не альтернативными в силу неизменности пока проблематики. Те же, кто пытается установить в мировой политике толпо-«элитарный» диктат, объективно тянут общественные отношения назад, в давно пройденное прошлое. Тема предлагается к обсуждению.
|