Светлая память Константину Павловичу Петрову!
Светлая память Владимиру Михайловичу Зазнобину!
Архив прошлого форума // Сайт осваивающих КОБ // Данный форум архивным файлом
АвторСообщение



Пост N: 160
Зарегистрирован: 31.03.06
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.10.06 08:56. Заголовок: Исламские банки


Исламские банки.

«Ага, вот где эта финансовая база «исламского терроризма», - воскликнет, радостно потирая руки, кто-то из критиканов всего исламского, расплодившихся в последнее время в огромном количестве. Да, название ИСЛАМСКИЕ - да еще плюс к нему - банки, моментально вызывает натороженно-враждебную реакцию западного обывателя как, впрочем, и российского. Это - так всегда и безукоризненно - на слово Ислам и его производные срабатывает иммунная реакция обывательского сознания, искусственно выработанная неистовыми усилиями СМИ.


Сегодня специалисты проявляют огромнейший интерес к исламскому банкингу, сравнительно новому феномену в мировой банковской практике. Но тем не менее исламские банки успели зарекомендовать себя, как динамичных и дерзких первопроходцев, показав высокие результаты и смело отвоевавших свое место на финансовом рынке, давно уже поделенным между воротилами мирового банковского бизнеса.

Так что же такое исламские банки и чего же в них «исламского»?

Идейная база исламского банкинга

Прежде всего, надо подчеркнуть, что исламские банки строят свою экономическую модель исключительно на основе базисных принципах Корана. К ним относятся следующие положения:

1. Человек не является собственником полученных им богатств (денежных средств, товаров, недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта) и природных ресурсов. Реально любое богатство принадлежит лишь его Создателю - Аллаху.

2. Человек на время своей жизни является только лишь поверенным Аллаха по распоряжению этими ресурсами. Он просто доверенное лицо и пользователь богатства на срок своей жизни.

3. Человек должен разумно использовать ресурс, данный ему Богом, не злоупотреблять им, не разрушать и не обращать его в сокровище.

4. Ресурс должен использоваться на благо обществу, и в том числе удовлетворять интересы и потребности его непосредственного распорядителя.

5. Все мусульмане являются братьями и равными в правах и обязанностях. Поэтому капитал и реальный труд в своих отношениях категорически исключают эксплуатацию.

6. Процентная ссуда - это прямая эксплуатация и вопиющая несправедливость. Ведь кредитор не участвует в трудовом процессе и не рискует своим имуществом, но тем не менее получает основную сумму плюс доход. Это увеличивает тяжесть условия жизни населения, вызывает поляризацию общества, что не допустимо в обществе братьев-единоверцев.

Основные механизмы исламских банков

В чем же главная разница между традиционными финансовыми учреждениями и исламскими банками? Сильно упрощая можно сказать, что главное отличие исламских финансов от мировой банковской модели - это отказ от ссудного процента.

Традиционный банк (conventional), по сути дела, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом? Банк открывает счета, на которых накопляет (аккумулирует) средства вкладчиков. Этими средствами банк финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента, предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком. В зависимости от конкретных механизмов и инструментов исламской банковской системы распределяются и убытки, о чем более подробно будет сказано ниже. Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса.

Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы - ссудный процент.

В соответствии с вышеперечисленными принципами допускаются различные формы коммерческого сотрудничества и предпринимательского партнерства. К ним относятся следующие виды:

1. Мудараба - доверительное финансирование.

Суть этого механизма заключается в том, что одна сторона (вкладчик) предоставляет капитал, а другая (управляющий) инвестирует его в бизнес.

Прибыль между вкладчиком и управляющим распределяется в соответствии с оговоренной долей. В случае неудачи вкладчик полностью берет на себя убытки, а управляющий не получает от сделки ничего. Поэтому последний кровно заинтересован в успехе бизнеса. В свою очередь ему предоставлена полная свобода в выборе не запрещенных Исламом направлений вложения капитала.

Банк может выступать либо трастовым управляющим, когда работает со средствами вкладчиков, либо клиентом, когда финансирует проект. В последнем случае часть дохода должна составить прибыль банка, а через него его вкладчиков, которые положили средства на банковский депозит для инвестиции по системе Мудараба.

Примечание. Вкладчики доверяют исламскому банку инвестировать свои средства в различные операции и проекты, экономическую целесообразность и выгоду которых банк может, естественно, более компетентно определить с помощью своего штата специалистов. Вознаграждение выплачивается банку и вкладчику, как было сказано, только лишь в случае успешного завершения проводимых операций. В договорном порядке между банком и вкладчиком признается возможность убытков по объективным, не зависящим от банка, обстоятельствам. Если банк не принимал участия в финансировании собственными средствами, то его капитал остается вне риска, не считая величины упущенной выгоды. Но вкладчик также имеет право на судебное расследование причин неудачи проекта. Если доказано, что проект потерпел фиаско в силу халатности банка, некомпетентности специалистов, плохого управления (менеджмента), грубых просчетов и ошибок, то банк несет полную материальную ответственность перед пострадавшей стороной.

2. Мушарака - товарищество, совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя.

Все участники проекта выступают в роли партнеров по бизнесу. Прибыль и убытки делятся в зависимости от капиталовложений партнеров на основе договорных обязательств, где оговариваются все детали проекта: вид бизнеса, условия, сроки, льготы, ответственность, график распределения прибылей и убытков.

В договорном порядке стороны могут согласиться на одинаковые капиталовложения, а соответственно, на равные права и обязанности, одинаковую прибыль и убытки. В другом варианте партнеры вливают в проект различной величины инвестиции, в соответствии с которыми между ними распределяются прибыль и убытки.

3. Мурабаха - финансирование коммерческих (торговых) операций

Банк финансирует коммерческую операцию, получая с нее оговоренную в договоре прибыль. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Это наценка и становится доходом банка. В основном клиент возвращает с рассрочкой.

4. Иджар - долгосрочная аренда (аналог лизинговой операции).

5. Иджар ва-иктина - соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения и стать их полноправным собственником. Это становится возможным тогда, когда арендные платы достигают уровня, который соответствует ранее согласованной продажной цене объекта

6. Закат - обязательный налог

Банк создает Дом Заката для сбора заката, обязательного налога (2,5 %), взимаемого, в соответствии с Кораном, с имущества состоятельных мусульман. Закат направляется на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ. Однако в Дом Заката помимо обязательного налога поступают и добровольные пожертвования мусульман.

7. Кард-аль-Хасан - беспроцентная ссуда

Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Предприниматели, нуждающиеся в средствах, могут получить необходимую сумму из банковских фондов. Если лицо не в состоянии вернуть ссуду, то деньги безвозмездно предоставляются из фонда Заката. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненноважных объектов).

8.Байт-аль-Мал - государственное казначейство.

Одним из основных источников финансовых поступлений - налоги, взимаемые согласно исламскому законодательству. Байта-ль-Маль является фондом для удовлетворения общественных потребностей. Средства направляются также на социальную помощь вдовам, сиротам, больным, инвалидам, бедным слоям населения. За счет этого фонда могут быть также погашены задолженности того или иного заемщика, попавшего в затруднительное положение. Эта гарантия стимулирует кредиторов на выделение инвестиций конкретным лицам.

Итак, исламский банк предлагает своим клиентам три вида беспроцентных счетов:

1.Текущий счет. Аналогичен чековому и сберегательному в традиционных банках, естественно, исключая процентную ставку. Банку разрешено взимать плату за услуги клиентам по текущему обслуживанию привлеченных вкладов и депозитов. В случае роста инфляции в стране вкладчику выплачивается доход в качестве компенсации в виде номинального процента.

2. Инвестиционный счет. Вкладчик инвестирует средства в различные операции, осуществляемые банком, с которым он в договорном порядке делит прибыль и убытки, как было сказано выше.

3. Кредитный счет. Предоставляет краткосрочный или долгосрочный кредит нуждающимся предпринимателям, бедным слоям населения. Состоятельный мусульманин, исходя из религиозных побуждений, вкладывает свои средства (кратко- или долгосрочные депозиты) на кредитный счет банка, оказывая материальную поддержку своим братьям и сестрам по вере. Банк в свою очередь гарантирует вкладчику возврат его средств в соответствии с оговоренными сроками.

Кредитно-ссудная и операционная деятельность исламских банков, естественно, не ограничивается приведенными выше формами и механизмами. Хотя, скорее всего, они и составляют костяк исламской кредитно-финансовой системы, в рамках которой осуществляются и другие формы взаимодействия с клиентами, партнерами, контрагентами. Банки участвуют и в благотворительной деятельности, повышая экономическое и социальное развитие стран, где они осуществляют свою деятельность.

Триумф исламского банкинга

На сегодняшний день в 40 государствах мира функционируют банки, руководствующиеся исламскими принципами в своей деятельности. Это свидетельствует о высоком спросе на продукты исламских банков, а также о их способности конкурировать с традиционными финансовыми институтами.

Всего в мире насчитывается около 200 финансовых учреждений исламского типа. Общая сумма их капитала еще в 1997 году составила около 7,3 млрд. долл., величина совокупных активов - 148 млрд. долл. при располагаемых финансовых ресурсах в 113 млрд. долл. А в середине 2000 года по оценкам банковского рейтингового агентства Capital Intelligence совокупная величина активов исламских банков превысила 160 миллиардов долларов.

Триумфальное шествие на кредитно-финансовых рынках новой мощной силы в лице исламских банков не остается без внимания транснациональных банков и крупнейших мировых коммерческих банков. Хотя они не только с тревогой отслеживают ситуацию, но и прибегают к сотрудничеству. Ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения: «Чейз Манхэттен», «Голдмэн Сакс», «Ай-Эн-Джи», «Номура Секьюритиз», «Джей Пи Морган» и другие. А американский банк «Ситибэнк» довольно длительное время сотрудничает с исламскими банковскими структурами, вложив около 1 млрд. долл. в специализированные исламские фонды. В 1997 году «Ситибэнк» учредил на Бахрейне свое полномочное отделение «Сити Исламик Инвестмент Бэнк» с капиталом в 20 млн. долларов. Специальные исламские департаменты открывают также крупнейшие мировые банки «Дойтч бэнк» и HSBC. По оценке «Ситибэнк» темпы роста исламского бенкинга составляют от 10 до 15% в год, что красноречиво свидетельствует о динамичности исламских банков.

К услугам исламских банков прибегают такие транснациональные гиганты, как «Дженерал Моторс», «Ай-Би-Эм», «Алкатель», «Дэу», а также крупнейшие финансовые холдинги Societe.

Финансисты, представляющие исламские банки, говорят уже о том, что в ближайшем будущем все мировые банки будут в состоянии обеспечить клиентам полный пакет услуг, как в традиционной, так и исламской форме.

Заключение

Исламские банки отвергает голую, бездушную экономическую целесообразность, подминающую под себя этику и красоту человеческих взаимоотношений. Любая деятельность, в том числе и финансовая, должна согласовываться с нравственными установками божественного Корана. В контексте коранической этики исламские банки объединяют в себе материальное и духовное, экономические и этические составляющие. А ведь именно упор на исламские традиции обеспечило прочное финансовое положение исламских банков.

Россия, имеющая свои экономические интересы в арабском мире, судя по учреждению в конце 90-х годов первого российского исламского банка «Бадр», не собирается игнорировать откраивающиеся возможности в плане сотрудничества с исламскими банками. Приоритетными направлениями «Бадра» для инвестиционных влияний являются космические технологии, судостроение, военная промышленность, природоохранные проекты.

Сегодня специалисты говорят уже о том, что в скором будущем исламские банки потеснят позиции западных банковских в арабских странах. Что создаст объективные условия для более интенсивного перенесения основ исламского банкинга на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы.

P.S. Что же касается приверженцев никчемного местечкового патриотизма и излишне рьяных противников любого арабского капитала, готовых усмотреть в исламских банках тайную финансовую базу «исламского экстремизма», то к их сведению в списках, отслеживаемых американской Службой контроля, подозреваемых финансовых институтов, нет ни одного исламского банка.

Ясин Расулов
аспирант кафедры религиоведения ДГУ,
член Союза мусульманских журналистов России (http://imperativ.net)

Оригинальная публикация этого материала на Сайте исламской интеллигенции: http://www.yaseen.ru


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  4 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Чтобы мир был справедливее, нужно удерживать справедливый мир своим намерением, а для этого верить в справедливость, приказывать справедливость, порождать справедливые мысли и эгрегоры. И поступать соответственно.